09 серпня 2022

Листи з Ефіопії: у пам’ять Юрія Михайловича Кобищанова (08.10.1934 – 29.07.2022)

Сумна звістка прийшла від Михайла Васильовича Бордунова. 29 липня цього року, на 88-му році життя, помер історик, етнолог, відомий африканіст, доктор історичних наук Юрій Михайлович Кобищанов. Висловлюємо щирі співчуття рідним, близьким, колегам.

 

Юрій Михайлович Кобищанов народився 8 жовтня 1934 р. у м. Харків. Його батько, який працював у гірничій промисловості, був переведений у Москву1, із ним переїхала родина.

У 1958 р. Юрій Михайлович закінчив Інститут країн Азії та Африки при МДУ. У 1964 р. захистив дисертацію на ступінь кандидата історичних наук за темою «Стародавній Аксум: Аксумське царство у період виникнення і розквіту (III VII ст.ст.)». У 1992 р. захистив докторську дисертацію – «Значення комплексу полюддя в історії Африки».

Ю.М.Кобищанов (2014 р.)

Юрій Михайлович – автор понад 450 наукових праць2. Частина з них зробили незаперечний внесок у розвиток вітчизняного сходознавства та африканістики. Основні напрями його наукових досліджень – соціально-економічна та культурна історія Африки (особливо Ефіопії та Північної Африки), феодалізм, етно-конфесійні та етно-кастові спільноти, полюддя, іслам в Африці, історія ісламської цивілізації. Ю.М. Кобищанов – автор теорії «великої феодальної формації». У СРСР він став першопрохідцем сучасного комплексного дослідження африканської громади, який переступив жорсткі обмеження марксистського суспільствознавства, які існували на той час. Його дослідження надали вирішальний вплив на погляди молодих учених та формування школи дослідження общини в Інституті Африки АН СРСР та РАН.

Серед багатьох його робіт особливо значущими віхами з'явилися монографії «Аксум» (1966), «Полюддя: явище вітчизняної та всесвітньої історії цивілізацій» (2009), колективні публікації, створені під його керівництвом або за його участю – «Община в Африці. Проблеми типології” (1978), фундаментальні наукові роботи – багатотомні видання «Нариси історії ісламської цивілізації», «Нариси історії християнських цивілізацій».3

З наукових праць Ю.М.Кобищанова
Дід Юрія Михайловича по батькові – священик Миколаївської церкви у Біликах (1895 – 1912 рр.4), вчитель Закону Божного у школах та Білицькому сільському двохкласному училищі Міністерства народної просвіти. Походив із козацько-священицького роду. «…человек старого закала: очень требовательный, недоверчив, груб и с темной душой» – таким його змалював псаломщик Прокопович у 1912 р.5

Автограф О.І. Кобищанова (1906 р.)

Краєзнавець Валентин Замковий згадував у своїх мемуарах про Олександра Івановича Кобищанова на початку 1920-х рр.: «Приблизно в ті роки Максим Іванович [Денисеннко – Є.К.] нарешті умовив свого друга священика Олександра Кобіщанова, щоб не утрудняти долю своїм дітям, прилюдно зректися сану, що, звичайно, серед односельчан, викликало великий поголос, особливо, після того, як піп Романовський віддав свого колишнього колегу по «опіумі» анатемі. А сини священника-розстриги справді стали суспільно-корисними фахівцями…». Цьому ж краєзнавцю належить згадка про квартирування у садибі Кобищанових, навесті 1921 р. загону махновців на чолі із самим отаманом.6

Під тиском нової влади священицька родина Кобищанових виїхала до Харкова, де Олександра Івановича і поховано. З Харкова ж пішли й життя його діти – Євген і Михайло. Маєток священика перейшов у державну власність. З 1923 до 1957 р. у ньому знаходилася сільська, а з 1957 до 1979 р. селищна рада. У серпні 1979 р. будинок Кобищанова, 1905 року будівництва, рішенням виконкому було передано Художньому музею. Сьогодні тут розміщено Білицький краєзнавчий музей.

Недільна школа у Біликах (поч. ХХ ст.)
Четверта ліворуч, із дитиною, Матрона Оксентіївна Кобищанова,
шостий ліворуч, із дитиною, Олександр Іванович Кобищанов.
(фонди БКМ)

Докладніше про родовід Кобищанових, біографії синів священика та життя онука, пропонуємо дізнатися з листів Юрія Михайловича Кобищанова, які зберігаються у фондах Білицького краєзнавчого музею.


Джерела та література:

1. Див. лист 1.

2. Юрий Михайлович Кобищанов // Институт восточных рукописей [Електронний ресурс]. – Режим доступу: Деякі наукові публікації: http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_personalities&Itemid=74&person=2046 (08.08.2022 р.)

3. Кобищанов Юрий Михайлович (08.10.1934 – 29.07.2022) Некролог. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://inafran.ru/node/2721 (03.08.2022 р.).

4. Белики [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.surnameindex.info/info/poltava/kobelyaki/beliki/index.html (7.08.2022 р.).

5. Дело о разработке писем полученных агентурным путем и политической проверке разных лиц. 1912 – 1913 // ЦДІАК, ф. 275, оп. 1, спр. 2747, арк. 187.

6. Замковий Валентин У плині часу /Білики і біличани/ Журнальний варіант. – 1982 р. // Архівний відділ Бахмутської ради, ф. 492, оп. 1, спр. 548. – арк. 6, 12 – 15.


Листи Юрія Михайловича Кобищанова до Валентини Іванівни Нещиренко, директорки Білицького народного музею історії та художньо-ужиткового мистецтва

1.

Примітка: Поздравляю Вас с Рождеством Христовым, Новым Годом и, конечно, Святом Незалежності!

 

Шановна пані!

Пишу Вам из Эфиопии, где работаю как член совместной комплексной экспедиции.

Андрей Окара передал мне Ваш адрес и сообщил мне о Вашем интересе к моей семье и родственным нам семьям.

Дом, в котором находится музей, принадлежал брату моего деда, корпусному ветеринарному врачу в генеральском чине. Может быть, старики его еще помнят? Я не уверен даже в его имени (отчество – Иванович, фамилия Кобищанов).

Мой дед Александр Иванович Кобищанов владел домом, где позднее помещался сельсовет (поселковый совет), причем в комнате моего отца располагался военкомат. Дед был священник и сын священника, но род наш – от козацкой старшины XVII в. бунчукового товариства конца XVII – начала XVIII в. Имена моих предков мелькают в документах 1649 г., 1664 г., 1709 г., 1714 г. и т.д. Сохранились фотографии моего деда и моей бабки, его жены, урожденной Тальвинской. Ее звали Матрона Авксентьевна. Она была дочерью (младшей из девяти детей) полковника (кажется, артиллерии) дважды георгиевского кавалера Авксентия Тальвинского и одной из Магденко (по-видимому, Евфросинии Ивановны). Бабушка умерла в 1898 г., когда ее детям было 8 лет и 2 года.

Магденко – один из культурнейших полтавских родов, к нему со стороны матери принадлежал Св. угодник схиархимандрит Паисий Величковский, великий просветитель и преобразователь православия. Моя прабабка – его правнучатая племянница. Ее брат, Петр Иванович Магденко – автор интереснейших воспоминаний о Лермонтове (они публиковались в сборнике воспоминаний современников о Лермонтове лет 15 тому назад). Братья моей бабушки были кавалерийскими офицерами, путишественниками, это была подлинная дворянская интеллигенция.

Старший брат моего отца, Евгений Александрович Кобищанов, окончил реальное училище в Полтаве, затем артиллерийское юнкерское училище в Москве, затем юридический факультет университета (не знаю какого, но это можете установить в архивах Полтавской коллегии адвокатов). Он был артиллерийским офицером Первой мировой войны, затем Красной армии в гражданскую войну (по мобилизации и единственный из наших родственников), воевал в Финскую кампанию и позднее, вплоть до войны с Японией в 1945 г., когда уже имел чин подполковника. В мирное время – был адвокатом – одним из самых известных в Полтаве. Он был много раз женат, но имел единственную дочь Евгению Евгеньевну Кобищанову от польской шляхтянки Генриэтты (отчество не помню). Е.А. Кобищанов родился в Беликах 1890 г., умер в Полтаве в 1972 г. (в обоих случаях я мог ошибиться на один год). Евгения Евгеньевна живет в Макеевке (Донецкая обл.), адрес ее изменился, мы давно не переписываемся. У нее три дочери и внуки.

Мой отец, Кобищанов Михаил Александрович, родился в 1896 г. в Беликах, окончил Полтавскую гимназию, поступил в Екатеринославский горный институт накануне Первой мировой войны, но окончил его лишь после гражданской войны. В этом братоубийстве он не участвовал (только некоторое время был шофером в отряде студентов-горняков), а работал в Беликах школьным учителем. Позднее он стал одним из наиболее образованных и опытных специалистов в угольной промышленности. Работал гл. инж. шахты в Макеевке, гл. инж. треста в Харькове, нач. отдела новой техники в Мин. Угольной пром. в Москве (единственный беспартийный начальник в этом министерстве), доцентом Горного Института (кандидат тех. наук). Имеет печатные работы, изобретения. Умер в 1968 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

У меня есть немало документов, фотографий, научных работ отца.

Сам я родился в Харькове в 1934 г. Считаю себя Вашим земляком. Автор около 300 научных работ, более дюжины книг. Но со мной Вы, будем надеяться, еще успеете познакомиться.

В начале февраля я вернусь в Москву. Мой адрес в Москве: 121352, Москва, Давыдковская улица, д. 2, порп. 2, кВ. 71.

Ваш [підпис]

P.S. А почему бы не организовать в Беликах осенью (в октябре) краеведческую конференцию?

Пригласить: археологов, этнографов, литературоведов («Посетители Белик – писатели о Беликах»), историков («Гапон и…», «Белики в XVIIXIX вв.»), экологов и пр. И конечно журналистов, телевидение и т.д.

Я могу сделать доклад «Лермонтов и его украинский знакомый П.И. Магденко – правнучатый племянник святого Паисия Величковского» (и дядя жительницы Белик М.А. Кобищановой-Тальвинской).

Конечно, для организации конференции нужно поработать – с помощью полтавских вузов, музеев, может быть, Харькова, Киева, Черкасс; надо также найти спонсоров (совхоз, молокозавод, другие заводы). Но зато как это будет полезно местной интеллигенции и учащейся молодежи!

P.S. – 2 Для докладов «Долина Ворсклы в скифское время» есть авторы в Москве ,С. Петербурге, Днепропетровске и других городах. О бывавшем в Беликах поэте Савве Голованивском может сделать сообщение его сын, д[октор] физич[еских] наук, профессор Константин Саввич Голованивский, а также литературоведы из Киева, Полтавы.

Подумайте!

В любом случае – пишите.

26.12.91 г.

 

2.

Москва

20 июля 1992 г.

Шановна пані!

От души благо дарю Вас за Ваше любезное письмо. Сочувствую Вам и Вашему мужу, но, слава Богу, Год Великого Перелома (ног) уже прошел.

Относительно Вашего музея. Я постараюсь снять копии с фотографий моего деда, бабушки, отца и дяди. Дядя- Евгений Александрович Кобищанов – был членом Полтавской коллегии адвокатов. В ее архиве, по видимому, Вы можете найти не только его фото. Кроме того, при случае привезу в Білики изданные работы моего отца и мои.

К сожалению, вчера я окончательно убедился в том, что не смогу приехать 9-го августа на празднование юбилея Музея. Придется подождать лучших времен.

Такие времена наступят, я надеюсь, скоро. Сейчас мы создаем УУм – Украинский университет в Москве. В нем будет пять факультетов, в том числе Художественный, дающий специальности графика, компьютерного графика и искусствоведа-реставратора. Выпускники УУМ будут свободно владеть английским языком, получат общегуманитарное образование на хорошем мировом уровне.

Мы подумываем о том, чтобы в Біликах и Глинске создать одну из этнографическо-археологических баз УУМ, где наши студенты могли бы проходить практику в каникулы. По-видимому, это было бы полезно Вашему музею.

К кому Вы посоветуете обратиться по этому поводу в Біликах?

Через два года весь христианский мир будет праздновать 200-летие преставления Св. Паисия Величковского (моя бабушка, Ваша землячка – его пра-правнучатая племянница по линии Магденко; к этому роду принадлежала мать Св. Паисия). Празднества будут и в Полтаве, на родине великого Святого. Будет ли отмечать 200-летие Ваш музей?

Не сообщите ли Вы, что сейчас находится в доме брата моего деда? Какое было его имя?

Желаю Вам и Вашей семье всего наилучшего.

Жду Вашего письма.

С уважением [підпис]

 

3.

Добридень, шановна пані Валентино!

Извините меня, пожалуйста, за долгое молчание. Мои грандиозные планы, как Вы их называете, осуществились в самой небольшой степени. Я за прошедшее время успел только защитить вторую (докторскую) диссертацию, сдать в издательство новую книгу, написать несколько докладов и статей, – словом, следовал рутине академической жизни. Сейчас только-что вернулся из Астрахани, с конференции. Живу на даче, пишу работу по материалам экспедиции в Эфиопию. Она должна была стать частью большой книги о крестьянстве в Северной и Северо-Восточной Африке, но такая книга не получается – не хватает материалов по арабским странам, так как для меня прекратились туда поездки (такие настали времена). Зато мой сын Тарас сдает экзамены на третий курс и собирается в одну из тех арабских стран, где мне уже не придется работать. Крестьянские исследования – одна из научных дисциплин, которыми я особенно интересуюсь, хотя, как Вы знаете, крестьян у меня в роду, к сожалению, не было.

Зато с Украинским университетом пока ничего не получается, поэтому я три месяца молчал (Ваше письмо шло в Москву больше месяца!). Мы (украинцы в Москве) все же не теряем надежды. В частности, я напечатал статью в «Независимой газете», в мае, ее название «Украинцы в России», она кончается призывом создать такой университет.

В любом случае, ищите в Біликах спонсоров. Позвольте Вам и Вашим спонсорам напомнить, что в Біликах жила и, кажется, похоронена возле церкви пра-пра-правнучатая племянница святого угодника Паисия (Петра Ивановича) Величковского со стороны своей матери и его матери – моя бабушка Матрона Авксентьевна Кобищанова, урожденная Тальвинская (со стороны матери принадлежавшая к роду Магденко). В следующем, 1994 году весь православный мир будет праздновать 200-летие преставления св. Паисия (его день в новых святцах – 28 ноября). Есть ли в Біликах действующая церковь? Если есть, то что собирается предпринять церковная община и вся общественность для того, чтобы отметить годовщину одного из величайших уроженцев Полтавы, самого интеллегентного православного святого XVIII в., родня которого жила в Біликах, Новых Санжарах, Опошне? Вы могли бы пригласить с докладом о Паисии и его деятельности Андрея Окару, а также кого-то из Полтавской епархии. Сейчас много переиздается произведений св. Паисия (но мне так и не удалось их достать – такой спрос!).

Когда будете в Москве, позвоните мне по телдефонам:

445-62-00 (дом; мою жену зовут Марина Евгениевна),

202-62-22 (сл., Институт Африки, сектор арабских стран, я бываю сдесь по вторникам, средам, иногда и в другие дни).

До октября я никуда из Москвы и Подмосковья не уеду, а в октябре у меня – три конференции – весь месяц на колесах.

Напишите мне, пожплуйста, где Вы учились, что изучаете в Біликах и окрестностях в связи с работой в художественном музее. Посмотрим, как это может вписаться в программу «Крестьянские исследования».

С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш земляк

[підпис]

4 июня 1993 г.

Софрино


Євгеній Калашник,

директор Білицького краєзнавчого

музею

 

Немає коментарів:

Дописати коментар